Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. Школа должна сформировать у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. (Слайд 2)
Педагогический коллектив нашей школы работает над темой: «Развитие творческого потенциала личности в условиях современной образовательной среды». Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать. (Слайд 3)
Я считаю, что проектная деятельность – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Цель работы над проектами в начальной школе: (Слайд 4)
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. А также развитие связной, красивой речи, наблюдательности, стремления находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям,
сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности
и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и
рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать
решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Уроки, на которых используется метод учебного проекта, способствуют формированию комплекса ключевых компетентностей.
(Слайд 5)
Каждый учащийся ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки познавательной компетентности. Сюда входят способы организации рефлексии, самооценки.
Он находит нужную информацию (владея современными средствами ИКТ), анализирует, отбирает, обрабатывает, сохраняет и использует ее для решения поставленных задач, развивая информационную компетентность.
Каждый ученик показывает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Все это способствует развитию коммуникативной компетентности.
Ценностно-смысловые компетенции – это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе.
Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. (Слайд 6)
1 этап – поисковый – определение и анализ проблемы.
2 этап – планирование – определение целей, задач и продуктов проекта.
3 этап – практический – выполнение плана работы, поиск информации.
4 этап – продукт – подготовка презентационных материалов.
5 завершающий этап проектной деятельности – презентационный – анализ результатов выполнения проекта, презентация продукта, оценка продукта.
Шестое "П" проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
Очень важно, чтобы результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, были «осязаемыми». Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан.
(Слайд 7) Проекты разнообразны по форме, содержанию, способу выполнения (информационный, ролевой, творческий, исследовательский, практико-ориентированный), по количеству участников, по продолжительности исполнения (мини– проект, краткосрочный, недельный, годовой).
Формы реализации проекта также различны: это может быть рисунок, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, электронная презентация, праздник и т.д.
(Слайд 8) Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Учебно-методический комплект «Планета знаний» (под общ. ред. И.А. Петровой) для начальной школы – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты.
(Слайд 9) Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике – с 1-го по 4-й класс по каждой учебной дисциплине.
Разворот содержит не только темы проектов, но и своеобразные подсказки, облегчающие подготовку проекта.
Например, во 2-м классе в проекте, завершающем большую тему «Фольга и проволока» («Технология . 2 класс», авт. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова), в качестве подсказки даны источники информации, которыми могут воспользоваться учащиеся при подготовке этого проекта: книги, словари, энциклопедии; беседы со взрослыми; экскурсии, музеи; мультфильмы, фильмы, познавательные программы.
(Слайд 10) Начиная с 3-го класса, такие развороты содержат уже более обширную информацию. Хорошей иллюстрацией этого может служить разворот в конце темы «Народные сказки» в первой части учебника «Литературное чтение. 3 класс» (авт. Э.Э. Кац). Здесь предложены не только темы проектов, но также план их подготовки и формы защиты (презентации) – малая конференция, выставка книг, репродукций, рисунков и поделок ребят, сборник творческих работ. Это значительно облегчает подготовку проекта, как ребятам, так и учителю, координирующему работу учащихся.
В 1-м классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребенку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. Творческий проект – особым образом организованная деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего эстетичность, научность, познавательность или иную ценность.
Что может ребенок в 1 классе? Тут на помощь приходят родители.
Родители оказывают помощь в процессе поиска, в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в выборе форм презентации, выступают в качестве эксперта.
(Слайд 11,12) Уже в 1-м классе на страницах «Букваря» (авт. Т.М. Андрианова) дети знакомятся с проектной деятельностью. По завершении темы «Алфавит» им предлагают несложные, но очень интересные творческие задания. Например: «Сделай буквы из различных материалов».
С помощью родителей дети искали сведения о первых азбуках и букварях, об их издателях, создавали свои буквы из различных материалов. Результаты были объединены в единый проект «Моя любимая буква» и представлены на общешкольной выставке творческих работ во время проведения праздника «Прощание с первым школьным учебником».
(Слайд 13,14) При презентации проектов на тему «Одежда» («Окружающий мир. 1 класс», авт. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов) первоклассники рассказали друг другу об одежде народов России в прошлом, современной и профессиональной одежде, национальных костюмах, демонстрировали костюмы Барби и ее друзей и даже одежду для животных. Фантазия била просто ключом.
Работы были оформлены в виде книжек - раскладушек, открыток, сообщений, макетов, электронной презентации.
(Слайд 15,16) Раскрывая тему «Сказки» («Литературное чтение. 1 класс», авт. Э.Э.Кац) на суд зрителей были выставлены герои сказок в рисунке и лепке, сборники сказок об одном животном, собственные сказки о животных, спектакль, презентация «Викторина по сказкам».
Материалы, которые приготовили ребята, могут быть использованы в жизни класса, как дополнительный материал, наглядное пособие.
Во 2-м классе, кроме творческих, появляются проекты информационные. (Слайд 17)
Так, в учебнике «Окружающий мир» (авт. Г.Г. Ивченкова и И.В. Потапов) при завершении темы «Знание – сила» предлагаются проекты, подготовка к которым предполагает работу с серьезными справочными источниками – энциклопедиями, посещение музея и даже встречи с людьми науки.
В 4-м классе школьники встречаются с практико-ориентированными проектами. К таким проектам можно отнести проекты по темам «Изучай и знай природу своего края» и «Сохраним чистоту рек и озер своего края», куда, кроме традиционных заданий, включены исследования, результаты которых вполне могут быть применены на практике.
Защита проектов должна проходить открыто, с приглашением родителей. Родители могут увидеть своего ребенка в нестандартной ситуации, понять, насколько разные все дети, оценить способности своего ребенка. Хорошо также приглашать младших школьников на защиту проектов старшеклассников. Для учащихся начальной школы было бы полезно и наблюдение за техникой выступлений других ребят, и сравнение себя с ровесниками и учащимися старших классов, расширение круга общения.
Содержание проектной деятельности в УМК «Планета знаний» создает условия для проявления самостоятельности и инициативности (учащийся сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, самостоятельно планирует и организует собственные и привлеченные ресурсы), что способствует формированию ключевых компетенций школьника, развитию творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.
(Слайд 18) Результатом работы над творческими проектами стало активное участие моих учеников в конкурсах различного уровня, в которых они неоднократно занимали призовые места.
Общие правила для педагогов – руководителей проектов
- Старайтесь подходить ко всему творчески.
- Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
- Старайтесь меньше заниматься наставлениями
- Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
- Помогайте им осваивать новое, но не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
- Не сдерживайте инициативы детей.
- Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
- Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте,
и хотя и криво, да сами».
Г.Э. Лессинг
|