Персональный сайт учителя начальных классов Жариковой Е.А.

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [1]
Файлы по русскому языку [1]
Файлы по литературному чтению [3]
Внеурочная деятельность [1]
Файлы по математике [1]
Методическое объединение учителей начальных классов [3]
Воспитательная работа [3]
УМК Планета знаний [1]
Файлы по окружающему миру [1]
Файлы по ОРКСЭ [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поделиться
Главная » Файлы » Мои файлы

Выступление на педсовете
19.11.2014, 16:26

     Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. Школа должна  сформировать у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. (Слайд 2)

     Педагогический коллектив нашей школы работает над темой: «Развитие творческого потенциала личности в условиях современной образовательной среды». Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.  (Слайд  3)

     Я считаю, что проектная деятельность – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

     Цель работы над проектами в начальной школе: (Слайд  4)

     Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. А также  развитие связной, красивой речи, наблюдательности,  стремления находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

     Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям,

сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности

и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и

рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать

решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Уроки, на которых используется метод учебного проекта,  способствуют формированию комплекса ключевых компетентностей.

(Слайд 5)

     Каждый учащийся ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки познавательной компетентности. Сюда входят способы организации рефлексии, самооценки. 

     Он находит нужную информацию (владея современными средствами ИКТ), анализирует, отбирает, обрабатывает, сохраняет и использует  ее для решения поставленных задач, развивая информационную компетентность.

     Каждый ученик показывает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Все это способствует развитию коммуникативной компетентности.

     Ценностно-смысловые компетенции – это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

     Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе.

     Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. (Слайд 6)

1 этап – поисковый – определение и анализ проблемы.

2 этап – планирование  – определение целей, задач и продуктов проекта.

3 этап – практический – выполнение плана работы, поиск информации.

4 этап – продукт –  подготовка презентационных материалов.

5 завершающий этап проектной деятельности  –  презентационный  – анализ результатов выполнения проекта, презентация продукта, оценка продукта.

     Шестое "П" проекта  – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

     Очень важно, чтобы результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, были «осязаемыми».  Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан.

     (Слайд 7) Проекты разнообразны по форме, содержанию, способу выполнения (информационный, ролевой, творческий, исследовательский, практико-ориентированный), по количеству участников, по продолжительности исполнения (мини– проект, краткосрочный, недельный, годовой).

Формы реализации проекта также различны: это может быть  рисунок, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок,  доклад, электронная презентация, праздник и т.д.

     (Слайд 8) Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

     Учебно-методический  комплект «Планета знаний» (под общ. ред. И.А. Петровой)  для начальной школы – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты.

     (Слайд 9) Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике – с 1-го по 4-й класс по каждой учебной дисциплине.

     Разворот содержит не только темы проектов, но и своеобразные подсказки, облегчающие подготовку проекта.

     Например, во 2-м классе в проекте, завершающем большую тему «Фольга и проволока» («Технология . 2 класс», авт. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова), в качестве подсказки даны источники информации, которыми могут воспользоваться учащиеся при подготовке этого проекта: книги, словари, энциклопедии; беседы со взрослыми; экскурсии, музеи;    мультфильмы, фильмы, познавательные программы.

     (Слайд 10) Начиная с 3-го класса, такие развороты содержат уже более обширную информацию. Хорошей иллюстрацией этого может служить разворот в конце темы «Народные сказки» в первой части учебника «Литературное чтение. 3 класс» (авт. Э.Э. Кац). Здесь предложены не только темы проектов, но также план их подготовки и формы защиты (презентации) – малая конференция, выставка книг, репродукций, рисунков и поделок ребят, сборник творческих работ. Это значительно облегчает подготовку проекта,  как ребятам, так и учителю, координирующему работу учащихся.

     В 1-м классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребенку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. Творческий проект –  особым образом организованная деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего эстетичность, научность, познавательность или иную ценность.

     Что может ребенок в 1 классе? Тут на помощь приходят родители.

     Родители  оказывают  помощь  в процессе поиска, в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в выборе форм презентации, выступают в качестве эксперта.

     (Слайд 11,12) Уже в 1-м классе на страницах «Букваря» (авт. Т.М. Андрианова) дети  знакомятся с проектной деятельностью. По завершении темы «Алфавит» им предлагают несложные, но очень интересные творческие задания. Например: «Сделай буквы из различных  материалов».

     С помощью родителей дети искали сведения о первых азбуках и букварях, об их издателях, создавали свои буквы из различных материалов. Результаты были объединены в единый проект «Моя любимая буква» и представлены на общешкольной выставке творческих работ во время проведения праздника «Прощание с первым школьным учебником».

     (Слайд 13,14) При презентации проектов на тему  «Одежда» («Окружающий  мир. 1 класс»,  авт. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов) первоклассники  рассказали друг другу об одежде народов России в прошлом, современной  и профессиональной  одежде, национальных костюмах, демонстрировали костюмы Барби и ее друзей и даже одежду для животных.   Фантазия била просто ключом.

     Работы были оформлены в виде книжек - раскладушек, открыток, сообщений, макетов, электронной презентации.

     (Слайд 15,16) Раскрывая тему «Сказки» («Литературное чтение. 1 класс», авт. Э.Э.Кац)  на суд зрителей были выставлены герои сказок в рисунке и лепке,  сборники сказок об одном животном, собственные сказки о животных, спектакль, презентация  «Викторина по сказкам».

     Материалы, которые приготовили ребята, могут быть использованы в жизни класса, как дополнительный материал, наглядное пособие.  

     Во 2-м классе, кроме творческих, появляются проекты информационные. (Слайд 17)

     Так, в учебнике «Окружающий мир» (авт. Г.Г. Ивченкова и И.В. Потапов) при завершении темы «Знание – сила» предлагаются проекты, подготовка к которым предполагает работу с серьезными справочными источниками – энциклопедиями, посещение музея и даже встречи с людьми науки.

     В 4-м классе школьники  встречаются с практико-ориентированными проектами. К таким проектам можно отнести проекты по темам «Изучай и знай природу своего края» и «Сохраним чистоту рек и озер своего края», куда, кроме традиционных заданий, включены исследования, результаты которых вполне могут быть применены на практике.

     Защита проектов должна проходить открыто, с приглашением родителей. Родители могут увидеть своего ребенка в нестандартной ситуации, понять, насколько разные все дети, оценить способности своего ребенка. Хорошо также приглашать младших школьников на защиту проектов старшеклассников. Для учащихся начальной школы было бы полезно и наблюдение за техникой выступлений других ребят, и сравнение себя с ровесниками и учащимися старших классов, расширение круга общения.

     Содержание проектной деятельности в УМК «Планета знаний» создает условия для проявления самостоятельности и инициативности (учащийся сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, самостоятельно планирует и организует собственные и привлеченные ресурсы), что способствует формированию   ключевых компетенций школьника, развитию творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.

     (Слайд 18) Результатом работы над творческими проектами  стало активное  участие моих учеников в конкурсах различного уровня, в которых они неоднократно  занимали  призовые места.                

Общие правила для педагогов – руководителей проектов

- Старайтесь подходить ко всему творчески.

- Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

- Старайтесь меньше заниматься наставлениями

- Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

- Помогайте им осваивать новое, но не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

- Не сдерживайте инициативы детей.

- Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

- Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

 

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но ради бога, размышляйте,

и хотя и криво, да сами».

Г.Э. Лессинг

Категория: Мои файлы | Добавил: evgeniya
Просмотров: 892 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Календарь
Время
Погода
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024