Учитель: Жарикова Евгения Анатольевна
Учебный предмет: русский язык, УМК «Планета Знаний»
Класс: 2
Тема урока: «Если хочешь понимать и быть понятым»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель деятельности учителя:
- учить подбирать слова при выражении чувств и мыслей,
- грамотно писать, применяя правила правописания,
- использовать секреты русского языка в речи.
Планируемые результаты:
личностные:
- расширяют познавательный интерес, учебные мотивы;
- осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом;
метапредметные:
регулятивные:
- научатся понимать цель выполняемых действий;
- получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
познавательные:
- научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро;
коммуникативные:
- научатся договариваться и приходить к общему решению;
- получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
предметные:
- научатся соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала),
- подбирать слова при выражении чувств и мыслей;
- получат возможность научиться оценивать уместность использования слов в тексте.
Технологии, используемые на уроке – проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), ИКТ, элементы здоровьесберегающих технологий
Ресурсы:
- Учебник Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина. Русский язык 2 класс.
- Презентация к уроку
- Карточки для рефлексии.
Название этапа
|
Содержание этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
Мотивация (самоопределе
ние к учебной деятельности)
|
Орг. момент
|
Учитель:
- Вы готовы?
Учитель:
- К знаньям начинаем путь.
Ты с собою прилежание
Взять сегодня не забудь!
|
Ученики:
- Мы готовы!
Ученики открывают учебники, тетради, готовятся внимательно слушать учителя.
|
Регулятивные:
формирование способности к организации своей деятельности.
|
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
|
Минутка чистописа-
ния.
|
-«Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости» - сказал русский академик Василий Осипович Ключевский. Поэтому мы начнем урок с минутки чистописания.
-Взгляните на экран. (Слайд 2)
-Дайте характеристику букве.
-Пропишите в тетради правильно и аккуратно букву К с соединениями: Ко ко кр.
-Подчеркните те буквы и соединения, которые у вас получились особенно красиво.
- Прочитайте пословицу и помогите ее закончить.
Коротко и ясно, (оттого и прекрасно).
-Чему учит эта пословица?
Запишите пословицу в тетрадь.
|
Дают характеристику букве К.
Записывают в тетрадь букву, соединения и пословицу.
Читают и осмысливают
пословицу. Поясняют её смысл.
|
Коммуникативные: слушать собеседника;
строить понятные для собеседника высказывания.
Познавательные: выделять существенную информацию.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу;
дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.
|
|
Словарная работа
|
На экране слова: К…ньки, л…мон, яг…да, д…ревня, с…нтябрь, х…ккей, сп…сиб…. (Слайд 3)
- Прочитайте слова.
- Вставьте пропущенные буквы.
- Запишите слова в тетрадь, поставьте в словах ударение и выделите безударную гласную.
-Как надо писать эти слова? (Грамотно, разборчиво) (Слайд 4)
|
Читают словарные слова и вставляют пропущенные буквы, сверяют по образцу.
Работают у доски по цепочке.
|
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные:
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
слушать и понимать речь других.
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной проблемы.
|
|
- А сейчас послушайте стихотворение А. Л. Барто «Сильное кино». Оно поможет вам определить тему нашего урока. Постарайтесь найти ответ на вопрос: Почему же не поняла сестричка рассказ брата?
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.
- Почему же не поняла сестричка рассказ брата?
-Для чего нам нужны слова?
- Догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (на экране появляются слова ясно понятно)
На экране слова:
ясно
понятно
грамотно
разборчиво
- Прочитаем их хором
- Чему будем учиться на этом уроке? (Слайд 5)
|
Ученица читает стихотворение.
Делают вывод:
- Мальчик пытается рассказать о фильме, о действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов.
-Чтобы речь была понятной как устная, так и письменная.
Выявляют проблему, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока
-Говорить ясно, понятно, писать грамотно и разборчиво.
|
Регулятивные:
определять
границы собственного знания,
незнания;
– принимать
учебную задачу.
Познавательные:
наблюдать,
анализировать, контролировать и оценивать результаты действий.
Коммуникативные:
отвечать на вопросы.
|
Физкультминутка.
|
|
|
Выполняют движения под музыку.
|
|
Поиск решения. Открытие нового знания.
|
|
- Чтобы речь была богатая, выразительная надо расширять свой словарный запас, а уж в русском языке есть огромные возможности, чтобы точно, образно, эмоционально выразить любую мысль.
- Например, есть такие слова: пироги -пироги
-Что общего в этих словах?
- Чем отличаются?
-От ударения меняется и значение слова.
- Где можно найти значение слов?
-Посмотрите на рисунок (Слайд 7.)
- В чем ошибка художника?
(пироги не плавают по реке)
- Составьте предложения с этими словами и запишите в тетрадь.
-А сейчас, чтобы узнать о строении слова, проведём звуко-буквенный анализ слова пирог.
|
Графическое написание.
Ударением.
В словарях.
Работа с толковым словарем
Дети вспоминают устройство словаря и способ работы с ним.
Устанавливают значение слов с помощью словаря.
Пироги - печеные изделия из раскатанного теста с начинкой. Пироги - узкие, длинные лодки у народов Центральной и Южной Америки и Океании, выдолбленные из ствола дерева.
Записывают предложения в тетрадь.
Выполняют фонетический разбор слова пирог. Работают у доски и в тетрадях.
|
Предметные:
вдумываться
в лексическое
значение слова,
понимать его;
выполнять
звуко-буквенный анализ слова,
Регулятивные: принимать цель деятельности,
поставленную учителем;
работать
по предложенному плану;
прогнозировать результат
деятельности; осуществлять
самоконтроль.
|
Физкультминутка для глаз.
|
|
«Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно,
Ах, как солнце высоко.
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
|
Поморгать глазами.
Посмотреть влево - вправо.
Посмотреть вверх.
Закрыть глаза ладошками.
Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.
|
|
Первичное применение знаний.
|
Работа в парах
|
-Вспомним правила работы в парах. (Слайд 8)
Упражнение 6 стр.63
Рассмотрите рисунки.
-Какие советы можно дать автору письма?
- Почему автор записки сделал так много ошибок?
- Напишите к слову «плод» проверочное.
- Почему вы решили, что это плод, а не плот?
- Как объясните правильное написание слова «яблоня».
- Правильны ли были ваши мнения?
-Запишите исправленное предложение в тетрадях грамотно и разборчиво.
|
Вспоминают правила работы в парах.
Дети работают в парах. Находят ошибки в тексте. Исправляют ошибки.
Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества
- Писать грамотно, разборчиво, красиво.
Представители дают полные ответы на вопросы.
Делают общий вывод.
Записывают предложения в тетрадь.
|
Регулятивные: сохранять
учебную задачу;
контролировать
и оценивать свои
действия и их
результаты;
производить
коррекцию
на основе
содержательной
оценки.
Предметные:
анализировать
объект, выделяя
существенные
признаки, делать
умозаключения;
моделировать
существенные
признаки; работать
с информационными
источниками.
Коммуникативные:
слушать
и понимать речь
других; строить
рассуждение
|
Подведение итога урока
|
|
-Наш урок подошёл к концу.
-Как думаете, поднялись
ли сегодня на одну ступеньку
лесенки знаний?
-Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Что вам запомнилось больше всего?
-Не захотелось ли вам всерьёз заняться работой над развитием речи?
|
Высказывают собственное мнение.
Дают полные ответы.
Учащиеся
рассказывают
о приобретенных
на уроке знаниях.
|
Личностные: устанавливать связь между целью деятельности
и ее результатом.
|
Информация о домашнем задании
|
|
(Слайд 9.)
Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания (упражнение 5 стр.63)
|
Самостоятельно записывают домашнее задание в дневник.
|
|
Рефлексия учебной деятельности.
|
|
Оцените свою работу на уроке. (Слайд 10.)
-У вас на столах картинка «Поезд».
-Закрасьте окошечки:
зелёный цвет – больше таких дел;
жёлтый – понравилось, но не всё;
красный – дело не понравилось, вызвало затруднение.
- Взгляните на свои листы самооценки. Какой цвет преобладает на них?
(Слайд 11.) - Спасибо за работу. Урок окончен.
|
Дают оценку виду деятельности, который им больше понравился. Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке.
|
Предметные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с товарищем.
Регулятивные:
давать оценку собственной
деятельности на уроке.
|
Краткая аннотация урока:
Данный урок русского языка «Если хочешь понимать и быть понятым» разработан для 2-ых классов при изучении темы «Слово и его значение» по учебнику Л.Я Желтовской (УМК «Планета знаний»). Тип урока - изучение нового материала.
Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности.
Была дана серия упражнений, в каждом из которых была речевая, смысловая, графическая неточность, что заставило детей вдумываться в значение слов и точно подбирать слова при выражении мыслей и чувств, произносить слова внятно, писать правильно, узнавать секреты русского слова и умело использовать их при построении слова. Созданная проблемная ситуация на уроке обеспечила мотивацию изучения данной темы. Урок построен с использованием компьютерной технологии, позволяющей младшим школьникам легче воспринимать новый материал, а затем применять умения и навыки на практике. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников. Урок достиг поставленной цели.
|