Тема урока: Ура! Путешествие…
Тип урока: овладение новыми знаниями.
Цель: формирование представлений о связи понятий «сложение», «увеличение» с движением вправо по числовому
лучу, понятий «вычитание», «уменьшение» с движением влево по числовому лучу.
Планируемые результаты образования.
Предметные:
- знакомство на образном уровне с понятием «километр»;
- формирование представлений о связи сложения с увеличением, вычитания — с уменьшением;
- формирование умения осознанно выбирать арифметическое действие при решении задач;
- освоение технологии вычислений в пределах 10 с опорой на модель числового ряда.
Личностные:
- формирование учебно-познавательной мотивации (заинтересованность при выполнении заданий, проявление интересов ученика при выборе темы проектной деятельности).
Метапредметные:
Познавательные:
формирование умений
- использовать модель числового ряда в качестве опоры при вычислениях;
- использовать логические опоры при вычислениях и решении задач;
- наблюдать, видеть закономерности, делать выводы;
- моделировать условия задач.
Регулятивные:
- формирование навыков самоконтроля результатов вычислений, освоения табличных случаев сложения и вычитания, выявления пробелов в знаниях и определения мини-задач по освоению вычислений в пределах 10.
Коммуникативные:
- формирование умения объяснять выбор арифметического действия (результат вычислений);
- формирование умений слушать партнера.
Основные понятия: километр
Межпредметные связи: математика, чтение.
Ресурсы:
Основные: Башмаков М.И., Нефедова М.Г., Математика. Учебник для 1 класса, часть 1, стр. 100-101., Рабочая тетрадь № 1 стр.59.
Дополнительные: презентация, раздаточный материал «математические кораблики» и набор цифр для каждого ученика, смайлики для рефлексии.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Этап урока
|
Действия учителя
|
Действия учеников
|
Планируемые результаты УУД
|
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
- способствовать положительному эмоциональному настрою на плодотворную работу, снятию психоэмоционального напряжения,
установлению коммуникативного контакта.
|
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.
- Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Вспомним правила работы на уроке:
|
Проверяют готовность к уроку.
Зачитывание стихотворения.
Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг.
Приветствуют гостей и улыбаются друг другу.
|
Регулятивные УУД:
умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД:
положительное отношение к учению.
Правильная посадка за столом.
|
2.Актуализация опорных знаний. Цели:
- обобщение ЗУН;
- организация актуализации изученных способов действий;
- организация фиксирования учащимися индивидуального затруднения
|
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране «Математика».
Отгадав загадку, вы узнаете, на каком виде транспорта будем путешествовать.
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведет всех за собой. (Слайд 1)
- Наш поезд тронулся, а мы, чтобы не грустить в пути, посчитаем.
Устный счёт.
- Посчитайте от 8 до 17; от 12 до 5, от 19 до 11.
- Какое число предшествует числу 8? (6)
- Какое число следует за числом 8? (7)
- Какое число в числовом ряду стоит слева от числа 5?
- Какое число в числовом ряду стоит справа от числа 9?
- Первое число – 7, второе – 1 .Чему равна сумма?
- Первое число – 5, второе – 2.Чему равна разность?
Смотрим на экран (Слайд 2)
- Назови пропущенное число: 10,9,8,7,6,4,3,2,1.
- Назови лишнее число: 1,3,4,5,7,9
- Почему ты так считаешь?
- Назови следующее число: 2,4,6,…..
- Как называются эти числа?
Задача в стихах (Слайд 3)
- А вот и первая остановка.
- К нам спешит пассажир. Кто же это?
Внимательно послушайте отрывок из стихотворения Самуила Маршака и дайте ответ, сколько предметов сдала дама в багаж.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
- Сколько предметов осталось?
- При выполнении заданий вы можете пользоваться «математическими корабликами».
Запишем решение этой задачи.
- Молодцы, всё верно.
|
Поезд.
Слушают задания, обдумывают и дают ответы, анализируют результаты
Читают задания, обдумывают и дают ответы, анализируют результаты.
Работают с пособием «математические кораблики».
Один ученик выходит к доске и записывает решение.
|
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия;
Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.
|
3.Постановка проблемы.
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения
|
Мы с вами движемся дальше.
- Но сначала мне хотелось бы узнать: «А любите ли вы мультфильмы?
- Как называется мультфильм, героев которого вы видите на экране?
(Слайд 4)
- Вспомните, что делали животные в мультфильме?
- Кем животные мерили удава?
- Кто из животных был самым крупным?
- Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок?
- Кто был самым маленьким?
-А в попугаях чему была равна длина удава?
- Какой длины бал удав, когда его мерила мартышка?
Результаты получились какими?
Почему?
|
Измеряли удава.
Попугаем, мартышкой, слонёнком.
Слон.
Попугай.
Разными.
|
Регулятивные:
целеполагание, постановка
учебной задачи;
определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме.
|
4.Формулирование темы урока, постановка цели.
Цели:
-организовать формулирование темы урока учащимися;
-постановка цели урока детьми с помощью учителя.
|
- Проанализируйте выполненное задание.
- Постарайтесь определить тему урока.
- Какие цели поставим на сегодняшний урок?
(Слайд 5)
- Послушайте стихотворение.
- Люди долго изучали единицы длины и пришли к такому выводу:
- Отправляясь в путешествие, полезно знать, что большие расстояния измеряют в километрах.
- Если мы пройдем от железной дороги до магазина «Дары природы» – это и будет 1 километр.
|
Можно измерять шагами.
Можно измерять локтями.
И линейкою, и веткой,
Сантиметром и рулеткой.
Папа говорил мне так:
-Пусть нашей мерой будет шаг.
Шаг муравьишки - миллиметр.
Шаг у людей - примерно метр.
- А километр? - воскликнул я.
Отец сказал: - Ну, что ж,
Стань великаном и, шутя,
На километр шагнёшь.
|
Регулятивные:
умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.
|
5.Физкультминутка
Цели: уменьшить утомление и снизить отрицательное влияние однообразной позы.
|
(Слайд 6)
У оленя дом большой.
Он глядит в свое окно.
Заяц по лесу бежит.
В дверь к нему стучит.
Тук-тук!
Дверь открой!
Там в лесу…
Охотник злой!
Быстро двери открывай,
Лапу мне давай!
|
Показывают руками над головой крышу дома. Показывают руками перед собой квадратное окно.
Изображают бег на месте.
Изображают стук кулаком в дверь.
Стучат правой ногой в пол.
Открываем дверь. Показывают большим пальцем за плечо.
Изображают руками ружье.
Показывают рукой приглашение в дом.
Выставляют руку вперед ладонью наружу.
|
Личностные:
повышается эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся;
психологическая и физическая разрядка.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений подготовленного ученика.
|
6.Работа над новым материалом.
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новые знания в речи;
-организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.
|
Мы прибыли в страну «Математика».
- Откроем учебник на стр.100.
- Просмотрите глазками на 1 задание и найдите информацию о километре.
- Выполняем задание 2. (Слайд 7)
- Паровозик отправился от станции 0.
- Сколько км он проехал от начала пути?
- Расстояние увеличивается или уменьшается?
- Сколько ему осталось проехать?
- Откройте тетради на стр.59.
- Найдите задание 2 под буквой а,
Запишите равенство.
- Сколько км проехал второй паровозик от начала пути?
-Как изменяется расстояние от паровозика до станции 0 во время пути?
- Сколько ему осталось проехать?
- Запиши равенство.
- Сделаем вывод.
Выполним задание № 3. (Слайд 8)
- Теперь паровозик едет к станции 0.
- На каком расстоянии от нее он находится?
- Как изменится это расстояние, когда он проедет еще 3 км?
- Найдите в тетрадях №3 под буквой а и запишите равенство.
- На каком расстоянии сейчас находится второй паровозик от начала станции? Если он проедет ещё три км расстояние от начала станции увеличится или уменьшится?
- Запишите равенство.
- Правильно, молодцы, все справились с заданием.
- Сделаем вывод.
|
Дети с помощью учителя отвечают на поставленные вопросы.
Комментируют.
Ученик выходит к доске и записывает равенство.
Ученик выходит к доске и записывает равенство.
Построение логической цепи рассуждений.
Ученик выходит к доске и записывает равенство.
Ученик выходит к доске и записывает равенство.
Построение логической цепи рассуждений.
|
Познавательные: самостоятельное извлечение из текстов необходимой информации; уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
|
7.Физкультминутка для глаз
Цели: уменьшить утомление и снизить отрицательное влияние однообразной позы.
|
Руки за спинку, головки назад.
Глазки пускай в небо глядят.
Головки опустим - на парту гляди.
И снова наверх — где ракета летит?
Глазами повертим, поищем ее,
И снова учиться, немного еще.
- В каких единицах можно измерить расстояние, которое пролетает ракета?
|
Выполняют движения.
|
Личностные УУД:
психологическая и физическая разрядка.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.
|
8. Закрепление. Отработка приемов вычислительных навыков.
Цели:
включение нового знания в систему заданий, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.
|
- Ребята, нам пора двигаться дальше, навстречу новому заданию. (Слайд 9)
- Незнайка расставил знаки сложения и вычитания в неравенствах. Давайте проверим, правильно ли он выполнил задание?
Для выполнения этого задания мы должны вспомнить правило сравнения чисел с помощью числового отрезка: из двух чисел на числовом отрезке меньшее то, что стоит левее, а больше то, что расположено правее.
|
Рассуждают, объясняют и определяют «ловушку».
|
Познавательные:
анализ, обобщение; извлечение из математических текстов необходимой информации; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму; построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
|
9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели: закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы
— организовать самопроверку по эталону;
— организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
|
- Вы знаете, что мы находимся в стране «Математика» и вернемся из нее, когда выполним следующее задание.
- Найдите в рабочей тетради на стр.59 задание №1.
- Я предлагаю вам поработать в парах.
- А теперь давайте проверим, верно, ли вы выполнили задания. (Слайд 10)
|
Дети решают примеры в парах.
Сверяют свои ответы с эталоном.
|
Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,
уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера, умение строить речевое высказывание
|
10. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
Цели:
соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
|
1.Психологическая разгрузка и снятие напряжения.
-Закройте глазки и вспомните все, что у нас сегодня было на уроке.
2.Беседа.
- Какой была тема урока?
- Что нового для себя узнали?
- Что было интереснее всего? Выскажите свое впечатление.
3.Оценка деятельности.
- Скажите, понравилось ли вам путешествие?
- У вас на столах лежат смайлики. (Слайд 11)
Если вам непонятен урок, то выберите грустный смайлик; если тема урока понятна, но не совсем, то - равнодушный; если все понятно - радостный.
На этом наш урок заканчивается, всем спасибо за работу.
(Слайд 12)
|
Закрывают глаза.
Высказывания детей.
Дети оценивают личностные учебные достижения.
|
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества.
|
|