Персональный сайт учителя начальных классов Жариковой Е.А.

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [1]
Файлы по русскому языку [1]
Файлы по литературному чтению [3]
Внеурочная деятельность [1]
Файлы по математике [1]
Методическое объединение учителей начальных классов [3]
Воспитательная работа [3]
УМК Планета знаний [1]
Файлы по окружающему миру [1]
Файлы по ОРКСЭ [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поделиться
Главная » Файлы » Файлы по литературному чтению

Урок литературного чтения во 2 классе
13.08.2014, 12:38

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа с. Красное

 

 

Урок литературного чтения во 2 классе.


В. Солоухин «Деревья»

 

 УМК «Начальная школа XXI века»

 

 

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Красное

Жарикова Евгения Анатольевна

 

Тема урока

В. Солоухин  «Деревья»

УМК

Начальная школа XXI века

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели урока:

Предметные: познакомить детей с произведением В. Солоухина «Деревья»

учить анализировать произведение с целью выявления сюжетных линий, определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков.

Метапредметные:

Познавательные: развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: развивать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.  

Коммуникативные:  развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.    

 Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;  высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Оборудование:

Учебник Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс. Рабочая тетрадь Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс.

Презентация к уроку.

Листочки для рефлексии, для моделирования обложки.

Рисунок дерева.

Карточки «желаний».

 

I.Мотивация к учебной деятельности.

Встаньте ровно, улыбнитесь

Все тихонечко садитесь!

Я желаю всем доброго утра.

Доброе утро, ребята! Доброе утро, гости!

 

Рано утром я встаю,  всех вокруг благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь, и при этом, не стесняясь,

Слово «здравствуй» говорю, с кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю, никого не обижаю,

Хватит места на Земле людям всем, животным, мне.

Чтоб Земля моя цвела, я желаю всем Добра!

 

II.Игра «Доброе утро!»

Давайте поиграем в игру. Те, к кому я сейчас обращусь, помашут мне рукой.

Доброе утро, всем девочкам!

Доброе утро, всем мальчикам!

Доброе утро, всем кто любит конфеты!

Доброе утро, всем кто верит в приметы!

Доброе утро, всем кто любит мечтать!

Доброе утро, всем кто любит читать!

 

III. Выявление читательского опыта.

- Читать любят многие.  Это приятно.

- Сейчас мы с вами вспомним изученные произведения.

- Посмотрите внимательно на экран.  Слайд 2.

- Назовите жанр, название и автора произведения  к которому подходит          

  данная иллюстрация.

Ел. Благинина «Голоса леса»

Братья Гримм «Бременские музыканты»

Народная песня «Бурёнушка»

М. Пришвин «Старый гриб»

- Молодцы, у вас хорошая память.

 

IV.Подведение к теме урока.

- Давайте сегодня  на уроке попробуем  вырастить дерево наших  желаний.

- Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке литературного чтения?

- Чему хотели бы научиться?

(Научиться выразительно читать, познакомиться с новым произведением, поработать в группах, работать над развитием памяти, внимания.)

-Хорошо. Это наши желания. А каковы наши возможности?

-Можем ли мы сразу исполнить наши желания? (Нет.) 

-Почему? (Мы не знаем тему урока.)

А тему нашего урока  вы узнаете, когда выполните следующее задание. Слайд 3.

К.Д.Ушинский    В.А.Солоухин            В.В. Бианки

«Кот Васька»     «Еж-спаситель»  «Деревья»

- Назовите авторов, чьи произведения мы читали во 2 классе.

- Прочитайте слова на нижней строке.

- Какие произведения вам знакомы?

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Вот теперь мы можем исполнить свои желания. Итак, начнем слушать, читать, думать,  рассуждать, исследовать.

 

Ну что же, давайте скорее читать!

Героев нам надо поближе узнать!

Раскрыть характер персонажей,

Идею автора понять!

V.  Изучение нового материала.

 

1.Знакомство с биографией  В.Солоухина. Слайд 4.

Сейчас я расскажу вам об одном интересном человеке. Это поэт, прозаик. Владимир Солоухин.

   Солоухин Владимир Алексеевич  родился 14 июня  1924 года в селе Алепино Владимирской области в крестьянской семье.

      Его мать Степанида Ивановна, знала наизусть множество стихов Некрасова, Сурикова, А. К. Толстого. Что отразилось на сыне, который, таким образом, столкнулся с поэзией в четырехлетнем возрасте.  Старшая сестра Екатерина, повредившая  позвоночник, упав с лошади, и, будучи целую зиму малоподвижной, много занималась с Володей, читая вслух. А книги ее были - большие с картинками однотомники Пушкина и Лермонтова.

     Окончив школу, в 1938 - 42 учился в инженерном училище во Владимире, получил специальность механика-инструменталиста. Во время войны Солоухин служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль.  В 1939-1940 во Владимирской газете «Призыв» появилось несколько стихотворений студента Солоухина.

        В 1946, опубликовав свои первые стихи в "Комсомольской правде" и осознав свое призвание, в 22 года  поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1951. Первый сборник стихотворений "Дождь в степи" появился в 1953. Затем последовали поэтические сборники "Журавлиха (1959), "Имеющий в руках цветы (1962), "Жить на земле (1965), и др. С 1951 много ездит по стране и зарубежным странам, публикуя репортажи в различных изданиях. Живя в Москве, Солоухин не порывал связи с родными местами, тамошними людьми. В 1965 выходит сборник стихотворений "С лирических позиций". Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Тема русской природы, духовного богатства народа всегда занимала писателя, он  писал о необходимости их сохранения и защиты.

Умер В.Солоухин 5 апреля 1997 в Москве.

«Стихи - самое радостное и дорогое, что было и есть у меня в жизни»- писал поэт.

 

2. Работа с выставкой книг.

 

- Вот здесь на выставке вы видите книги Владимира Алексеевича. Если кого-то заинтересует его творчество, вы можете взять эти книги в библиотеке и прочитать понравившееся произведение.

 

3. Знакомство  со стихотворением «Деревья». Слушание.

 

- Захотелось вам послушать какое-нибудь произведение Солоухина?

- Я буду читать, а вы внимательно слушайте и отмечайте для себя слова, которые будут вам непонятны.

- Правила слушания помните? Давайте их соблюдать.

 

4.Первичное восприятие.

 

- Кому понравилось произведение?

- Что чувствовали, когда слушали?

- К какому жанру относится это произведение?

- Поэт озаглавил его Деревья, а как бы вы его озаглавили? ( Память предков. Рябины.)

5. Словарная работа.

- Перед тем, как вы прочитаете это стихотворение, давайте выясним значение следующих слов.  Слайд 5.

Потеха

Лирик

Тын

– Что такое потеха?

– Кто такой лирик?

– Что такое тын?

- В учебнике на странице 87 найдите объяснение значений этих слов.

 

6. Чтение стихотворения детьми про себя.

 

- Читайте не спеша, вдумчиво, Представляйте то, о чем читаете.

 

7. Анализ произведения.

 

- Как сам автор относится к рябине? (С любовью)

- Какое чувство передает поэт в стихотворении? (Любовь к деревьям  и гордость за тех, кто их посадил.)

- В каком темпе надо читать его? (Медленно, размеренно, спокойно.)

- Какие картины возникали в воображении, когда читали стихотворение?

- А вот когда я впервые читала это стихотворение, то представляла дом, в котором прошло моё детство.  Слайд 6.

У дома растет береза. А посадил её мой дедушка. Вот так выглядела береза более 40 лет назад. Какой маленькой она была тогда, и какой большой  стала сейчас. На Руси белоствольные красавицы пользовались почетом и уважением. Связано это не только с тем, что береза считалась символом весны, любви к Родине, но и с многочисленными целебными свойствами. Практически все, что способна дать береза,- кора, почки, листья, березовый сок находит применение в медицине.

8.Физкультминутка «Дерево»

Выросли деревья в  поле

Хорошо расти на воле!

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки.

Даже толстые стволы,

Наклонились до земли.

Вправо – влево, взад – вперёд

Так деревья ветер гнёт.

Он и вертит их, и крутит

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И в учебник посмотрели.

 

9. Анализ произведения.

 

- Давайте поучимся читать это стихотворение выразительно.

- Прочитайте первое четверостишье так, чтобы показать любовь автора к зеленым насаждениям.

- Прочитайте второе четверостишье.

- Передайте словами гордость поэта за старшее поколение.

- Третье четверостишье прочтет   …

- В чем сомневается поэт? (Кем был дед? Не поэтом ли? Почему не посадил дубы?)

- Читаем четвертое  четверостишье.

-  Какие деревья сажал дедушка автора?

- Почему он несколько раз повторяет слово рябины? (Чтобы показать красоту и достоинство деревца.)

Слайд 7.

- Рябина - декоративное растение и заслуженно является одним из самых прекрасных украшений наших парков, скверов и аллей.

- А только ли для красоты сажают рябины?

- Ягоды рябины  лечебные, в них много витаминов.   Их очень любят многие птицы: свиристели, снегири, дрозды. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежи, белочки и бурундуки.

- Пятое четверостишье прочтет…

- Найдите сравнение. (Наш сад полыхает, как в мае заря…)

- Заря – это яркое освещение неба перед восходом или после захода солнца. Небо становится красным.

– Как вы понимаете выражение – «Сад полыхает»? Слайд 8.  (Становится красным от ягод и листьев рябины. Переносное значение – пылает, ярко горит, краснеет.)

- О чем можно сказать полыхает в прямом значении этого слова?

- Посмотрите на иллюстрацию к произведению.

- Какие строки  из стихотворения подходят к ней?

- Если бы вы были художниками, какую иллюстрацию нарисовали?

 

11. Беседа о деревьях.

 

- Ребята, а у вас есть любимые деревья?

- Какое дерево больше всего нравится тебе   …?  Почему?

(Дуб – могучий, величавый. Береза – спасительница, после лесных пожаров вырастает первой. Сосна – обладает целебными свойствами и др.)

- И у меня есть любимое дерево, а вот какое вы узнаете, послушав стихотворение.

 

12.Чтение стихотворения М. Исаковского «Вишня». Слайд 10.

- Какое полезное дело сделал старик?

- Он посадил вишню не у дома, а у дороги, почему?

- Чем похожи и чем различаются стихотворения Исаковского и Солоухина? (Сходства: общая тема, герои – деды, сажают деревья на память.

Различия: место действия (где сажают), время года, вишня и рябина)

- Какая же главная мысль этих стихотворений? Что хотели нам показать поэты, рассказав свои истории?

 VI.  Моделирование обложки.

-А теперь выполним самостоятельную работу.

-У вас на столах лежат листочки. Сейчас вы должны будете смоделировать обложку.

-Для этого вспомните, что вы читали.

-Подумайте, о чем это произведение.

-Как оно называется?

-Есть ли у него автор?

Проверка.

- Поднимите  руку, кто справился.

- Кто хочет объяснить, что изобразили и почему?

- Поднимите руку, у кого обложка выглядит так. Слайд 11.

- Откладываем модели обложки. Кто не успел доработать, выполните это дома.

VII. Этап обобщения и систематизации знаний.

- C каким поэтом познакомились на уроке?

- Как называется стихотворение?

- О ком хранят память деревья у каждого дома?

- Проверим, правильно ли мы ответили на этот вопрос. Слайд 12.

- Какие деревья сажал дед поэта? Слайд 13.

- Проверяем ответ.

- Как вы думаете, для чего написано это стихотворение?

- Какое значение имеет дерево для человека? (Украшает жизнь, дает продукты питания, очищает воздух, лекарство, уничтожает овраги, деревянные изделия.)

- У кого из вас возникло желание посадить деревце  около дома, на даче?

- Согласитесь ли вы с эпиграфом нашего урока: «Жизнь дана на добрые дела»?

 

VIII. Домашнее задание.  Слайд 14.

- Сегодня я  предлагаю вам выполнить домашнее задание по выбору (выберите задание по желанию, по своим силам и возможностям)

1) Научиться выразительно читать стихотворение.

2) Выучить стихотворение наизусть.

3)  Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся  четверостишью.

- У русского народа рябина была одним из самых любимых и популярных растений. Сколько песен о ней сложено, сколько пословиц!

 

 4)  Найти и прочитать пословицы, стихи, рассказы, песни о рябине.

 

IX. Рефлексия. Слайд 15.

- У вас на столе лежат листочки, выберите листочек, который соответствует вашему настроению, и  прикрепите  его к нашему дереву.

- Мне очень понравилось работать с вами.

- Вы замечательно читаете, внимательно слушаете, грамотно отвечаете на вопросы.

- Мы хотели вырастить дерево и смогли.

- Вам понравился урок?

- Спасибо за работу.

Категория: Файлы по литературному чтению | Добавил: evgeniya
Просмотров: 4977 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Календарь
Время
Погода
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024