Тема урока
|
Русская сказка. «Белые перышки»
|
Предмет
|
Литературное чтение
|
Класс
|
2
|
Методическая информация
|
Тип урока
|
Изучение нового материала
|
Цели урока
|
Познакомить учащихся с содержанием произведения «Белые перышки»
|
Задачи урока
|
Образовательная: Ввести в круг чтения новую сказку; включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
Развивающая: Развивать умение давать полные и точные ответы на вопросы учителя, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, умение работать в группах, развивать речь, воображение, творческие способности.
Воспитательная: Воспитывать чувства доброты и переживания, взаимопомощи, ответственности за «братьев наших меньших», любовь к природе.
|
Знания, умения, навыки и качества,которые актуализируют/приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока
|
Правильно называть произведение (заглавие), определять жанр и тему; сравнивать сказки авторские и народные; различать реальное и волшебное в сказках; сравнивать героев в сказках.
прогнозировать содержание на основе заголовка;
создавать продолжение сказки
|
Необходимое оборудование и материалы
|
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебник:
2 класс Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса.
Звуковая мультимедийная презентация, мультимедийная установка.
Листочки, цветные карандаши для моделирования.
Карточки для работы в группах, картинки для рефлексии. Рисунок глухаря.
|
I.Орг. момент
Итак, друзья, начнем урок!
Я припасла затей запас.
А для кого они? Для вас!
Я, знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши любимые сказки!
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со сказками
II. Введение в тему урока.
Слайд 1.
- Прочтите пословицу, она послужит эпиграфом к нашему уроку: «Ошибся, что ушибся – вперед наука»
- Как вы понимаете эту пословицу?
- В конце урока мы еще раз вернемся к этой пословице, может, прочитав новое произведение, вы сможете объяснить ее иначе.
III. Сообщение темы
Слайд 2.
- Посмотрите на заголовок.
-Как называется произведение?
- К какому жанру относится данное произведение?
- Какие бывают сказки?
-Эта сказка, какая?
- Что это значит?
- Еще раз посмотрите на экран и постарайтесь запомнить тему урока и жанр.
Слайд 3.
- Перед вами иллюстрация к сказке. Рассмотрите ее.
- Можете ли вы предположить, о ком или о чем будет эта сказка?
Послушайте загадку:
Зарывается он в снег
Если наступил январь
Крупная лесная птица
Называется … (глухарь)
Слайд 4.
IV. Элементы научно – познавательного рассказа.
Глухарь – крупная лесная птица семейства тетеревиных. Глухарь населяет хвойные и смешанные леса Летом, когда созревает черника, брусника, голубика, глухарь кормится ягодами. А на берегах ручьёв глухари клюют мелкие камушки, чтобы в желудке камушки перетирали ягоды. Зимой глухарь питается сосновыми хвоинками. Весной, когда сойдёт снег в лесу, глухари начинают токовать – петь свои весенние песни. Глухарь ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щёлкает клювом. В конце песни глухарь глохнет, потому его и называют глухарём.
Послушайте, как токует глухарь.
- А в какую птицу превратился Гадкий утенок из сказки Х.К.Андерсена?
Слайд 5.
Лебедь – большая водоплавающая птица семейства утиных с длинной красиво изогнутой шеей. Длинная шея позволяет в более глубоких водоемах обыскивать дно в поисках пищи.
Лебеди питаются преимущественно водными растениями и мелкими водорослями. Иногда они сощипывают листья со свисающих к воде ветвей плакучих ив, или прибрежной травы.
Оперение лебедя белого, либо серого или черного цвета.
Размах крыльев достигает 2 метров. Хорошо развита летательная мускулатура, позволяющая преодолевать тысячи километров на их ежегодных перелетах на юг и обратно.
Лебеди живут исключительно парами.
А так перекликаются лебеди, послушайте.
Лебеди птицы долгоживущие, грациозные и величественные.
-Понравились вам сообщения
-Готовы ли вы слушать сказку?
-Сядьте поудобнее и внимательно слушайте, чтобы после прослушивания вы смогли правильно ответить на вопросы.
V.Работа с произведением.
- Чтение сказки учителем.
- Проверка первичного восприятия.
-Понравилась вам сказка?
-Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали ее?
-Когда вам было грустно?
- А когда весело?
3) Моделирование обложки.
-А теперь выполним самостоятельную работу. У вас на столах лежат листочки. Сейчас вы должны будете смоделировать обложку. Для этого вспомните, что я вам прочитала. Подумайте, о ком это произведение. Как оно называется? Есть ли у него автор?
4) Проверка.
-Поднимите руку, кто справился.
-Кто хочет объяснить, что изобразили и почему?
- Поднимите руку, у кого обложка выглядит так. Слайд 6.
- Откладываем модели обложки. Кто не успел доработать, выполните это дома.
5) Работа со скороговоркой.
- Перед чтением проведем речевую разминку. Слайд 7
- Прочтите скороговорку.
Солнце садится, струится водица,
Птица синица в воду глядится.
Чистой водицы синица напьется-
Славно сегодня звенится – поется.
Читаем хором медленно. Читаем быстрее. Еще быстрее.
6) Словарная работа: Cлайд 8
Конечно - (шн) - да, без сомнений
Собрались – сошлись в одном месте
Едва- едва – еле-еле, через силу, с трудом.
Счастливого пути! – благополучного, удачного
Смотрел вслед …– смотрел в сторону кого-то удаляющего.
VI. Физкультминутка.
Птички летят, крыльями шумят.
Птички начали спускаться.
На поляну все садятся.
Предстоит им долгий путь.
Надо птичкам отдохнуть.
Походили, поклевали.
Потом быстро побежали.
И опять пора в дорогу.
Пролететь им надо много.
Вот и юг: «Ура! Ура!»
Приземляться нам пора.
VII. Продолжение работы над сказкой.
7). Чтение сказки детьми.
8) Беседа.
- Назовите героев сказки.
- Почему глухарь собрался со стаей лебедей в теплые страны? Слайд 9.
- Как отнеслись лебеди к просьбе глухаря? А вы бы его пожалели? Слайд 10.
- Что подарил лебедь глухарю? Слайд 11.
- Зачем он это сделал?
-Что нового вы узнали о глухаре, дочитав сказку до конца?
-Скажите, что в этой сказке, правда, а что придумано, вымышлено?
- А с чем связан осенний отлет птиц в теплые страны?
- Ребята, как вы считаете, что птицам страшнее холод или голод зимой?
- Сытой птице мороз не страшен! Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря.
- А как вы можете помочь зимующим птицам? Слайд 12.
VIII. Сравнение авторской сказки с русской народной.
- Какую литературную сказку напоминает вам путешествие глухаря?
Слайд 13.
- Кто автор этой сказки?
IX. Работа в группах.
- Сравните эти сказки: найдите сходство и отличие. Слайд 14.
а) Герои.
б) Черты характера.
в) Средство передвижения.
г) Цель путешествия.
X. Итог урока.
- С каким произведением сегодня познакомились?
- Почему оно так называется?
- Вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока. Слайд15.
- Подходит ли он к нашей сказке?
- Глухарь не рассчитал свои силы, он понял, что перелет на большие расстояния ему не по силам, с тех пор он больше не пытался летать на юг.
- Как вы думаете, можно ли назвать эту сказку поучительной?
XI. Выставление оценок.
XII. Домашнее задание: Слайд 16.
-Чтение сказки по ролям.
-Расскажите сказку от лица одного из героев.
-Придумать свою концовку к сказке.
XIII. Рефлексия. Слайд 17.
В пословице говорится «Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами заволокет».
Жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого. Когда тепло и светит солнышко, глухарь радуется жизни, а когда холодно и голодно, ему нужно потерпеть, ведь зима кончится и опять будет тепло.
- У вас на столе картинки с изображением солнышка и тучки. Выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению.
- Вам понравился урок?
- Спасибо за работу.
|