Персональный сайт учителя начальных классов Жариковой Е.А.

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [1]
Файлы по русскому языку [1]
Файлы по литературному чтению [3]
Внеурочная деятельность [1]
Файлы по математике [1]
Методическое объединение учителей начальных классов [3]
Воспитательная работа [3]
УМК Планета знаний [1]
Файлы по окружающему миру [1]
Файлы по ОРКСЭ [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поделиться
Главная » Файлы » Файлы по литературному чтению

Открытый урок по литературному чтению на тему: А.П.Чехов «Белолобый»
13.08.2014, 12:31

Тема урока: А.П.Чехов  «Белолобый».

Цели урока:

 

      1.Образовательные: познакомить детей с биографией и творчеством     

А.П.Чехова; провести анализ главных героев произведения «Белолобый».

    совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения; развивать умения составлять план текста;

2.Развивающиеся: развивать устную речь учащихся, творческое воображение; умение анализировать, обобщать; расширять кругозор детей;  развивать наблюдательность за поведением животных.

3. Воспитательные: воспитание  интереса  к миру детской художественной литературы;  бережного отношения  к природе.

 

Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка книг А.П.Чехова,  кроссворд, раздаточный материал -  таблички с цифрами для заполнения в соответствии с заданием,  учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 3 класс», рабочая тетрадь №1 по литературному чтению.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу...

- Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей. Начинаем урок литературного чтения

 

II.   Актуализация опорных знаний учащихся.

- Ответьте на мои вопросы, и вы узнаете, с творчеством какого писателя  мы познакомимся сегодня на уроке. (Дети заполняют кроссворд.)

1.Кто называет зиму   «чародейкой»? (Ф.И.Тютчев)

2.Назовите фамилию поэта, автора строк:

 «Кот поет, глаза прищуря,

  Мальчик дремлет на ковре,

  На дворе играет буря,

  Ветер свищет на дворе». (А.А. Фет)

 

3. Кому из поэтов принадлежат строки:

«У каждого дома

Вдоль нашей деревни

Раскинули ветви

Большие деревья…»? (В.Солоухин)

4. Автор рассказа «Прыжок»? (Л.Н. Толстой)

5. Детский писатель, знаток творчества Н.А.Некрасова. ( К.И.Чуковский)

(На доске появляется портрет поэта и годы жизни 1860 – 1904)

 

  1. Знакомством с биографией А.П.Чехова.

 

А.П.Чехов - знаменитый русский писатель. Родился он 29 января 1860г на берегу Азовского моря в  г. Таганроге, в маленьком домике на Полицейской улице. В этом доме Антон Чехов начинал постигать мир, делал первые шаги, произносил первые слова. Отец, Павел Егорович,  был купцом и имел бакалейную лавку. Мать, Евгения Яковлевна –  домохозяйка. Открыта лавка была с пяти часов утра до одиннадцати ночи, и когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь. Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Правда, Антон не блистал в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был занят в церковном хоре и отцовской лавке.

В 1879г. Окончив гимназию, Антон  поступил на медицинский факультет Московского университета. 

В 80-е г.г. Чехов сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: “Стрекозе”, “Будильнике”, “Зрителе”, “Москве”, “Осколках”. После окончания в 1884 г. университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала главным образом на средства, поступавшие от литературной работы и врачебной практики Чехова. В 1892 г. он купил недалеко от Москвы прекрасное имение Мелихово, где, наконец, обосновались все его ближайшие родственники.

В круг детского чтения вошли рассказы и повести «Ванька», «Беглец», «Мальчики», «Каштанка»,  «Налим» и др.

Последнее десятилетие жизни Чехов болел, часто лечился за границей. Врачи предписали ему перемену климата, и в 1898 — 1904г.г. он жил на собственной даче Ялте.

Его здоровье резко ухудшалось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь 15 июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался. Тело его было перевезено в Москву и похоронено на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы его отца.

 

  1. Рассматривание выставки книг.

 

Обратите внимание на выставку книг для дополнительного чтения А.П.Чехова, которые вы можете взять в библиотеке и прочитать.

 

  1. Определение темы урока.

          1)Работа в парах.

 Сегодня на уроке мы познакомимся с новым  для вас произведением.  Давайте в таблички с цифрами впишем соответствующие буквы алфавита и получим название рассказа.

 

2) Постановка темы урока.

- Назовите тему нашего урока

- Как вы понимаете слово белолобый?

- Рассмотрите иллюстрацию.

- О ком будет рассказ?

- Кого автор назвал Белолобый?

 

  1.  Работа с произведением А.П.Чехова  «Белолобый».

1) Чтение рассказа.

Дети читают, по ходу чтения идет словарная работа.

2) Словарная работа.

Ярка – молодая овца.

Падаль – труп павшего животного.

Хлев – помещение для скота.

Верста – старая русская мера длины, равная 1,06 км.

Логово – место, где обитает зверь (на земле, в неглубокой яме).

Зимовье – место, жильё, где зимуют люди, животные.

Механик – специалист, наблюдающий за работой машин.

Невежа – грубый, невоспитанный.

Слега – толстая жердь, брус.

 

3) Размышление над прочитанным по вопросам.

- Какое настроение вызвал прочитанный рассказ?

- Какой эпизод вас больше всего взволновал?

- Совпали ли ваши предположения, кого автор назвал Белолобый?

- Что вы о нем узнали?

- Подумайте, какой это рассказ?

 

  1.  Физ. мин.

 А теперь все тихо встали,

 Дружно руки вверх подняли!

 Руки в стороны, вперёд.

 Потянулись и нагнулись,

 В исходное положение вернулись!

 Повернулись вправо – влево!

 Тихо сели. Вновь за дело.

  1.  Анализ текста. Разбор образов и характеров главных героев. Составление плана.

     1-я часть

- Где происходит действие?

- О ком рассказывает автор?

- Найдите и прочитайте, как автор описывает волчиху?

- Почему автор использует слово «кушать»?

- Докажите словами из текста, что волчица не просто хотела кушать, а была зверски голодна.

- Удалось ли волчице попасть в сарай и заполучить добычу?

- Давайте попробуем дать общую характеристику волчице.  Какая она?

- Какую картину можно нарисовать к этой части?

- Как можно озаглавить 1 часть?

 

 

 

2-я часть.

 

-Что почувствовала волчица, когда «волокла» свою добычу?

-Какое событие главное в этой части?

- Как выглядел Белолобый?

 

- Найдите описание щенка в тексте.

- Кто считает, что  Белолобый  глупый?

- Неужели щенок действительно очень глупый?

- Найдите в тексте слова, которые показывают, что автор понимает заботы волчихи и её трудности, что он очень хорошо знает её повадки особенности поведения.

- Вот так Чехов умел писать о животном — его становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волки и нелюбимые животные, но Чехов у нас вызывает не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости.

- Озаглавьте 2 часть.

 

3-я часть.

 

- Удалось ли волчице в следующий раз добыть ягненка?

- Почему?

- Озаглавьте эту часть.

  1. Работа в тетради.

В тетради записываются названия всех частей рассказа.

План.

1.Первое ночное путешествие волчицы.

2.Белолобый в волчьем логове.

3.Второе неудачное путешествие волчицы.

 

  1.  Итог урока.

- Понравился ли вам рассказ?

-Кто из героев вам понравился и не понравился? Почему?

- Почему волчица не съела Белолобого?

- Написав рассказ « Белолобый »  А. П. Чехов  сумел проникнуть в чувства и мысли волчихи. Он учит нас понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов «очеловечивает» (волчица думает, рассуждает) животных, чтобы показать нам, что жестокость волчицы вынужденная.

 

  1.   Выставление оценок.
  2.   Домашнее задание.
  • Стр.29-35 перечитать рассказ  и  подготовить выборочный пересказ

а) о Белолобом;

б) о волчице.

  • Взять в библиотеке и прочитать  книги А.П. Чехова о животных
Категория: Файлы по литературному чтению | Добавил: evgeniya
Просмотров: 3181 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Календарь
Время
Погода
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024